МАГИЯ ЦВЕТНОГО СТЕКЛА
В Европе гласс-декор давно стал одним из любимых приемов дизайнеров-оформителей в украшении интерьеров зданий. Студенты орехово-зуевского колледжа художественно-эстетического образования и дизайна нашли свое ноу-хау в этом направлении.
В турецком Газиантепе (город на юге Турции) открылся Музей мозаики древнего города Зугма. Город Зугма находился на берегу реки Евфрат, соединявшей Анатолию и Месопотамию. Он приобрел славу крупной военной базы и являлся одним из торговых центров Шелкового Пути. Но самую большую известность ему принесли уникальные мозаики, среди которых изображения Зевса, Диониса и Ахиллеса, а также мозаичная сцена рождения Афродиты.
Древние египтяне украшали мозаикой из природных (часто полудрагоценных) камней мебель, предметы быта и костюмы фараонов. Греки выкладывали мозаичныe узоры в открытых двориках своих домов, используя морскую гальку. Римляне изготавливали целые орнаментальные композиции и сложные вставки на полах и стенах дворцов. Затем венецианские стеклодувы изобрели непрозрачное цветное стекло — смальту, которая значительно обогатила палитру художников-мозаистов.
В выставочном зале г. Орехово-Зуево открылась уникальная выставка студенческих работ "Декоративное стекло". Вазы, стеклянные мозаики на золотой подложке, миниатюры из плавленого стекла, зеркала — сегодня это направление называется гласс-декор и весьма популярно в Европе. Мозаика — идеальный материал для украшения зданий. Чем обширнее мозаичная картина, тем с большего расстояния нужно любоваться ею. Она всегда придает интерьеру особую роскошь и торжественность. Цветные кусочки мозаики так нарядны, что даже монохромно "расписанные" поверхности создают в помещении праздничную атмосферу.
— Все, что представлено нашими студентами на выставке, — это наше ноу-хау. Мы пошли дальше направления гласс-декор и соединили в работах несколько техник, секреты которых постараемся сохранить, — сказала О.А. Денисова, директор классического колледжа художественно-эстетического образования и дизайна. — Ребята в основном ориентировались на византийские мозаики. Как известно, константинопольская Святая София украшена ими.
Смальта — одна из родственниц муранского стекла - такая же яркая, но во много раз прочнее и совершенно не прозрачная. Для ее производства стекло растирают в порошок и вторично "запекают" с особыми красителями. Каждый кусочек смальты имеет свой цвет и тон, а также глянец или матовую поверхность. Художник или дизайнер складывает эти мелкие пластинки в живописные аккорды, которые затем создают рисунок или орнамент.
По словам самих создателей цветного чуда, техника мозаики настолько сложная, что можно представить, что чувствовал Данте, проходя все девять кругов ада. Зато, закончив творить, они были по-настоящему счастливы.
Ирина ДЕЛЕЖАНОВА Фото Юлии ФЕДОСОВОЙ