Орехово-Зуевская правда,
17.10.06
С профессиональным голодом покончено.
С начала ноября на базе Классического колледжа художественно-эстетического образования и дизайна начали новый учебный цикл профессиональные курсы дизайнеров ландшафта и интерьера. Как известно, дизайнер стоит в рейтинге профессий на первых позициях. Профессионалы в этой области нужны всюду, но пока рынок труда испытывает в них нехватку. Обученных специалистов не хватает, зачастую работу дизайнеров, требующую огромного количества профессиональных навыков, специальных знаний и творческих способностей, исполняют случайные люди. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать – пирожник...» Богатый творческими традициями город Орехово-Зуево давно известен, как «город художников». Не случайно именно здесь несколько лет назад открылся Классический колледж художественно-эстетического образования и дизайна, который теперь снабжает Московскую и Владимирскую области дизайнерами и художниками. Выпускники колледжа, как бы их ни было много, вряд ли сразу смогут насытить рынок. Ощутимую поддержку в этом им оказывают выпускники профессиональных курсов. Курсы эти вот уже третий год на базе Классического колледжа осуществляют профессиональную подготовку специалистов. Курсы столь высокого уровня с мощнейшим профессорским составом и материальной базой редко встретишь и в Москве, а в Орехово-Зуеве они есть. И в этом году они вновь начали работу. За комментарием этого знакового явления мы обратились к директору Классического колледжа художественно-эстетического образования и дизайна Денисовой Ольге Анатольевне.
Ольга Анатольевна, из двух вечных на Руси вопросов “Кто виноват?” и “Что делать?” Ваше детище - Колледж, похоже, является ответом на второй. Я бы хотела задать первый: “Дизайнер – профессия очень востребованная на рынке. Как же случилось, что дизайнеров сегодня так мало?”
Вопрос этот, при кажущейся простоте, очень сложен. Конечно, Советский Союз занимал не последнее место в мировом дизайне, например, в области дизайна промышленного. Чего стоит хотя бы концепт 60-х. Отечественная мебель этого поколения в цельности концепции и уровне дизайнерского решения оставляет позади иные зарубежные аналоги. Она не имеет должной известности в мире только благодаря «железному занавесу». Наш «ВНИИТЭ» (Всесоюзный Научно Исследовательский Институт Технической Эстетики, – корр.) всегда был форпостом мирового дизайна. Но в эпоху всеобщей унификации, когда идеалом были одинаковые квартиры с одинаковой мебелью для одинаково одетых людей, а идеологи социализма, похоже, мечтали, чтобы и люди стали одинаковыми, дизайнеры были «товаром» штучным для страны. Их хватало разве что для ВНИИТЭ. Кстати, слова «дизайн» и «дизайнер» пришли в русский язык значительно позже самой профессии. Теперь же, когда свобода индивидуальности породила повсеместную необходимость в создании огромного количества новых разнообразных форм, дефицит представителей этой творческой профессии превратился в насущную проблему. Проблема эта мне – практикующему дизайнеру, как никому, знакома. Она актуальна не только для Москвы, но и для небольших городов. Например, в Орехово-Зуеве наша фирма, кстати, одна из первых дизайнерских компаний, едва справляется с потоком заказов в области дизайна интерьера и ландшафта. Как Вы верно заметили, ради решения этой проблемы и был создан наш Колледж, ведь нам небезразлична судьба отечественного дизайна. С этой же целью созданы Профессиональные курсы. Не хочется, чтобы дизайн коверкался несведущими людьми рабочих или далеких от творчества специальностей, людьми, не получившими и начальных сведений из области эстетики, исполняющими сейчас функции дизайнеров.
Классический колледж сейчас достаточно известен. Он становится популярным учебным заведением среди молодежи города. А что такое Профессиональные курсы? Чем их слушатели отличаются от студентов колледжа?
Профессиональные курсы созданы со следующими целями. Действительно Колледж готовит дизайнеров. Но существует масса людей уже работающих в этой области или близкой к ней и нуждающихся в повышении квалификации, масса талантливых людей, просто увлеченных этой творческой профессией. Есть люди, которым сегодня достаточно получить концентрированный минимум сведений и профессиональных навыков, позволяющий создавать качественные дизайн-проекты. Курсы помогут приобщиться к высокому искусству всем страждущим. Естественно, их выпускники получают свидетельство о прохождении обучения.
Наши читатели знают, как находят себя выпускники колледжа. А какова судьба выпускников Курсов? Их много, ведь курсы эти существуют уже три года.
Им немного проще. Дело в том, что вчерашним студентам еще предстоят творческие метания, поиск. Сложен не поиск работы, а поиск сначала точной области приложения своих сил, своего творческого почерка, своего авторского стиля. Курсисты же, как правило, определяются со своей судьбой еще до поступления на курсы – такова специфика. Курсистов мы выпустили немало – мне не известна судьба каждого, но я могу назвать несколько примеров. Двое выпускников наших курсов открыли собственный салон авторских дизайнерских аксессуаров и декораторскую фирму. Еще двое – работают в собственном флористическом салоне. Несколько – в Москве консультантами. Еще троим именно курсы помогли с трудоустройством. Многие – просто повысили квалификацию. Это даст им возможность удержаться под напором образованных конкурентов. Точно могу сказать, ни для кого курсы не прошли зря.
Мда... в Москву... Наверное, Ваши выпускники в основном уезжают работать туда.
Уезжают. Но не «в основном». «Устраиваются» и на родине – дизайнеры нужны везде. Впрочем, Москва – также достойное место для начала творческого пути. Многие мои ученики смогли добиться там успеха.
Работа дизайнера, художника требует определенного склада ума, определенных врожденных навыков, работа эта творческая, доступная не всякому. Как вы определяете достойных? Много ли у нас талантливых людей?
Талантливых людей гораздо больше, чем Вы думаете. Нужно увидеть талант, раскрыть его. Определить достойного – задача очень сложная, почти непосильная. Методика вступительного тестирования у нас составлена именно таким образом, чтобы выявить, возможно, скрытые ранее способности. Талант, кстати, можно развивать. Мы делаем для этого все. Мы создали известный сегодня в городе центр эстетического развития «Камея». В центре этом лучшие специалисты воспитывают в детях, начиная с самого юного возраста (3 года) творческие стремления, художественные способности и навыки. Здесь дети обучатся рисунку, получат навыки первичного моделирования, основы музыкальной и компьютерной грамотности. Эти дети наша подрастающая смена. Создание центра «Камея» послужило толчком к массовому движению в художественном образовании детей. Мы вдохновили создание еще нескольких похожих центров. Хочется надеяться, что они когда-нибудь тоже смогут получить лицензию, мы болеем за наших последователей – ведь мы с ними делаем одно дело. Если наши птенцы будут столь хорошо подготовлены, что смогут продолжить свое образование в Колледже, можно считать, что задачи центров выполнены. Плоды нашей работы заметны уже сейчас: ведь, например, конкурс «Россия-Тайвань» в Орехово-Зуеве выиграла именно ученица «Камеи», все наши учащиеся выигрывают конкурсы в школах и летних лагерях. Для юношей и девушек, не успевших в «Камею» по возрасту, при Колледже организованы подготовительные курсы. Это всего шесть месяцев, но успеть раскрыть способности все же можно.
В заключение, можно несколько слов о ваших творческих планах, если это не секрет, конечно?
Не секрет. Ну, во-первых, сегодня патентуемся как колледж-музей. Студенты наши обучаются в обстановке «плотной вещественной среды». Вся обстановка Колледжа – меблировка, аксессуары представляет собой постоянно действующую музейную экспозицию из истории быта, эволюции формы. Только глубоким погружением в реальную вещественную среду, соответствующую той или иной исторической эпохе, тому или иному стилю в искусстве, можно обучить студента чувствовать форму, цвет, пространство... Так вот. В наших непосредственных планах открыть доступ к этой экспозиции для учащихся школ. Многие школы, конечно, пытаются организовывать исторические музеи, уголки. Но не в силах школы представить быт, традиции народа во всей полноте – не хватит площадей, людей, иных возможностей, да и не входит это в функции (задачи) школы. Однако, только увидев, поняв, как жили их предки, их народ, сегодняшние школьники могут самоидентифицироваться как граждане своей страны, подлинные патриоты. Мы нашли понимание у администраций школ города и района.
Во-вторых, мы рассчитываем открыть так называемые «курсы благородных девиц». Детям сейчас непонятно это словосочетание. Мальчикам особенно нравится слово «девицы» - не слышали никогда. Однако, в дореволюционной России такие заведения пользовались популярностью и престижем. Сейчас, особенно в свете общего падения культуры населения, сильнее всего коснувшегося подрастающего поколения именно такое заведение необходимо как воздух. Здесь юные леди смогут обучиться не только хорошим манерам и этикету, но и приобрести основные навыки «девушки из высшего общества», такие как живопись, музицирование, вокал, танец, сервировка, декорирование интерьера, рукоделие и многое другое.
В целом, я надеюсь, нам удастся воспитать подрастающее поколение достойным образом.